Просьба к участникам форума: установите аватар,где вы находитесь в историчной одежде.желательно без шлема.участники,установившие другие аватары: типа анимэ, черепа всякие, или где они просто в не антуражном будут наказываться
Женский финский костюм. Например, комплекс Кауккола.... Да хоть бы и любой другой... С национальными костюмами всё понятно - красивые и праздничные, где, в общем-то, всё понятно - и по кроям, и по отделкам....
А вот, например, хочется съездить девушке на сугубо бытовушное мероприятие - не красоваться перед турьём, а чисто жить, в домике, на природе... готовить, ходить по грибы и т.д. А на дворе не летний фестивальчик, например - а поздняя осень и даже зима.
Что из вещей известно на холодные сезоны? Какие-то шапчушки, может, шубейки или тулупчики.... Вобще - кто в курсе?
На могильнике Луистари В округе Эура на западном побережье Финляндии было обнаружено женское захоронение с богатым ювелирным содержимым и серией текстильных фрагментов. Датировка 1025 - 1050 основывалась на анализе подвесок (монет?) ожерелья. Текстильные фрагменты 56 погребения были тщательно исследованы в 1990 году, и на основе этих данных был реконструирован (Лехтосало Хиландер) костюм, как один из вариантов (образцов, типов) древнего финнского костюма, но фрагменты изготовленные в технике наалбиндинг не были включены в реконструкцию Л.Хиландер, 6 образцов, выполненых в этой технике находились под бронзовыми ножнами и частично под поясом на талии, базируясь на этих данных исследователи атрибутировали эти фрагменты как варежки. Описание. Красные и желтые нити были z крутки и свиты в s направлении, общая толщина нити - 2 миллиметра. Синяя нить была туго спрядена в s направлении, одиночная, тонина ее 1 миллиметр
The sewing is made using two blues aside, unplied. (Vajanto, p. 31) There is 1,5 centimeter of red yarn between the yellow and blue lines; Mrs Vajanto supposes that to be a beginning of a thumb. There is only a small amount of it left, so it is impossible to be sure if the rest of the thumb has been one-color-red or lined with yellow and red. (Vajanto, p.34) The hand part, until thumb, is made using lines of yellow and red Z-spun S-plied yarns, the same way which the wool yarn sold in stores nowadays is. Mrs Krista Vajanto has investigated them and found out that the loop line height was 1.2 cm and there were 5 loops per centimeter. (Telephone conversation in 8.2.2003). The lines are attached together using two loops from the previous line (F2). She says that it is most likely that the method of looping was using two loops in the thumb, being in Egon Hansen's language: UUOO/UUOOO (NESAT III). The thumb is red and the arm is made from two blue unplied S-spun yarns together. The blue arm and the red thumb to be attached to previous line differently from the hand part: probably using only one loop from the previous line (F1) or B1+F1. (Email consultation from Krista Vajanto on 10.1.2003). Red and yellow yarns I use here are hand-dyed by Krista Vajanto. Mrs Vajanto was not allowed to send any of the nålebinding pieces, which are stored in the cellar of National Museum of Finland, to York to be color-analyzed, so there is no 30th century proof for this gravefind to these colors. She thinks, that the colors of the yarns are tannins from barks of alder and willow, but she used the red from madder (Rubia tinctoria L.) instead. Maybe spiced with a punch of Parmelia saxatilis which together could perform a typical red color used in the costumes of Eura area (Vajanto, p.49), the yellow from some nature plant (many plants in finnish nature produce yellow). (Here Mrs Vajanto has used heather (Calluna vulgaris)) and the blue from import indigo (Indigofera tinctoria) (call, 8.2.2002). I have heard about new color analyses from Jaana Riikonen who investigated the cemetery of Kaarina, Kirkkomäki (symposium 2.2.2002). She sent some red textile pieces to York to be analysed with a new system. The result was that the red was from the plant which grows on the stones (Parmalia saxatilis L.), not madder which is thought to be the most common source of red color in the Viking Age. S-spun blues are a leftover from a special order for weawing the male viking finnish cloak, the model in the grave 308 in the Luistari cemetery, Eura in westcoat Finland, the same cemetery where this woman's grave was located. The thickness of the yarns I have checked with Krista Vajanto; she thinks that the thickness and the way of spinning and plying them is alike the ones in the grave. The result was interesting: the mittens have three colors and also there are two different attaching-methods used in the one mitten; also different yarns used in one work. The structure used in arm is interesting: because attached from only one loop from previous line the 'knit' result is very stretching, which suits well to the armpart of the mitten.
Могу на мыло прислать всю информацию, что есть по подобным находкам.
Кстати, кто-нибудь может мне сказать, откуда вот эта выкройка финского платья? Имеет ли вообще историческую основу? Пожалуйста! http://slil.ru/26147344
Отправлено: 16.09.08 00:34. Заголовок: про варюжки у меня в..
про варюжки у меня всё есть. цела книжка :)
одни варюжки на попу, на почки и на плечи не натянешь... я накопал ещё клёвый чепец с ушами, вязаный.
не знаю, насколько это канает на 10-11 века.. ну и по-прежнему интересуют прочие другие шмотки.. хотя, фины - народ шкурный, а всё это дааавно погнило... так что придётся брать этнографию и всё :)
Helgi Stalingrad, запашные курточки а-ля мужская недлинная(из Хадебю что ли?) - запросто на меху то, само то.. а то, что найдено полным полно равноплечевых фибул в районе "под грудь", говорит нам о том, что "пальтишки" типа кафтанчиков тоже носили.. но эти захоронения ранние, там трупосожжение все, так что тканей не осталось, тока железяки
Кстати, кто-нибудь может мне сказать, откуда вот эта выкройка финского платья? Имеет ли вообще историческую основу? Пожалуйста!
Алена, а это "размышления на тему" о крое платиц.. а конкретно эта картинка вырезана из Lehtosalo-Hilander, P-L. 1984: Ancient Finnish Costumes это _типа_ реконструкция кроя нижней рубахи из коплекса Каарина :) я точно не понмю, но по-моему Лехтосало-Хиландер ее оспаривает.. она старая очень, реконструкция эта
Отправлено: 16.09.08 10:10. Заголовок: Alyena Это действит..
Alyena Это действительно выкройка рубахи-платья из комплекса Кирккомяки Каарина. Что касается финских костюмов вообще, то существует только два комплекса, которые действительно можно назвать реконструкцией. Это Эура и Каарина. Причем у второго две версии. Одна сделана полностью аутентичными способами (даже овец специально выращивали). По поводу платья. В захоронении было найдено 7 или 8 фрагментов текстиля (точно не помню), все - шерсть. Платье сообразили из двух частей, верхней и нижней, т.к. той ткани, что была найдена в верхней части, не оказалось в нижней и наоборот =)) Верх – довольно рыхлая шерсть саржевого переплетения, серая, некрашеная. Низ – ткань более плотная, синяя, тоже саржа. Выкройка максимально упрощенная, основанная на этнографическом крое (станушка).
Отправлено: 16.09.08 10:16. Заголовок: У мужиков карельских..
У мужиков карельских на 13-14 вв кафтанчики точно имеются. Да вот множество равноплечек, действительно, к чему бы это? =)) А вообще много шерсти и шкур - вперед. Признаюсь, холод - не брат, сделала себе худ и хочу шубу пошить =))
Отправлено: 16.09.08 10:18. Заголовок: Ой, вспомнила. Есть ..
Ой, вспомнила. Есть еще вариант для сугрева попы-поясницы. Это очень плотная шерстяная распашная юбка "хурстут" (вроде поневы), которая надевается на нижнее платье, но под то, что мы называем "пеплос", "сарафан", "хангерок".
дайте конкретные рисунки или выкройки курточек и пальтишек. если это запашные штучки - каков запах, где застёжка и т.д. есть ли какие-то петельки, разговорчики, какие пуговки, каков рукав, каков воротник, есть ли незапашная верхняя тёплая одежда есть ли нижнее бельё, какие носки, какие шапки, насколько верен крой с отрезным низом? насколько высоко отрез? какая обувка?
планируется поездка на зимнее море на неделю, в Волин! температурки не особо страшные, 15 градусов максимум, но ветер 40 метрво в секунду...
Отправлено: 16.09.08 13:17. Заголовок: прочитал в научно-по..
прочитал в научно-популярном материале:
"В Приладожье бытовал древний тип несшитой юбки (хурстут), у олонецких Карелов - юбочный комплекс. Для северных Карелов характерна женская рубаха с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, для всех групп Карелов - шейные мужские платки, вязаные и плетёные пояса, наголенники. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная."
рубаха с разрезом - что за смех? как застёгивалась? обувь с загнутым носком, что такое наголенники??? и для каких веков это всё справедливо??
"В Приладожье бытовал древний тип несшитой юбки (хурстут), у олонецких Карелов - юбочный комплекс. Для северных Карелов характерна женская рубаха с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, для всех групп Карелов - шейные мужские платки, вязаные и плетёные пояса, наголенники. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная."
Это к 9-11 отношения не имеет
есть ли незапашная верхняя тёплая одежда? платья из шерсти, выкройки чуть позже (я ж на работе =))
есть ли нижнее бельё? нет, кроме нижней рубахи
какие носки? тоже попозжа скину
какие шапки? никакие. Платок.
насколько верен крой с отрезным низом? насколько высоко отрез? Крой Каарина можно использовать, разрез я бы сделала по линии талии или чуть выше, хотя у Лехтосало написано, что он по груди. И очеь сомневаюсь в наличии сборочек нижней части. Это поздняя фишка. Мы его не используем, берем Эура.
Отправлено: 16.09.08 14:49. Заголовок: Спасибо за сведения!..
Спасибо за сведения! Еще вопрос. Вот по этому погребению
"В захоронении было найдено 7 или 8 фрагментов текстиля, все - шерсть. Платье сообразили из двух частей, верхней и нижней, т.к. той ткани, Верх – довольно рыхлая шерсть саржевого переплетения, серая, некрашеная. Низ – ткань более плотная, синяя, тоже саржа". Его точно датируют или приблизительно?
И еще, насколько поздним может быть фасон платья, отрезного по талии со сборками?
Отправлено: 16.09.08 14:56. Заголовок: А вот про распашну ю..
А вот про распашну юбку "хурстут" (вроде поневы), которая надевается на нижнее платье, я знаю подробнее. Это просто прямоугольник, с одной длинной стороны подогнутый под вздержку, по трем другим сторонам мог украшаться тесьмой и/или бахромой. У балтов универсальная вещь, могли носить на талии или на плечах. Называлась по-разному, если не ошибаюсь, одно из названий - текк. В одном из номеров журнала "Восточный путь" была статья о подобных видах одежды у скандинавов и балтов.
Toini, а можно поподробнее про мужские кафтаны карел 13-14 вв? Чтобы здесь не мешать, можно в личку. Буду очень благодарна!
Info: Вольный Труженик
Откуда: Россия, Владимир
Рейтинг:
3
Отправлено: 16.09.08 15:48. Заголовок: Хельги, у женщин быв..
Хельги, у женщин бывают периоды в жизни, когда или- это самое то, проверено русской этнографией))))))))))))))))))))))))))) правда по славянам это не доказано до сих пор ,поэтому никто так не шьет, но очень удобно, раньше в деревнях низ отпарывали и стирали при необходимости, а верх как был, так и оставался. Везет финнам, у них отрезные найдены...
Бахрома элементарно. Берется длинная нитка - по длине кромки, к которой планируется пришивать бахрому. Через эту нитку перекидываются плотно друг к другу короткие отрезки шерстяной нити. Можно одного цвета или разных - это по возможностям. Каждый отрезок лучше завязать на длинной нитке, проще будет пришивать. Готовую бахрому пришивают по лицевой стороне юбки или покрывала, а поверху обычно закрывают неширокой тесьмой. Есть варианты, но это самый простой способ.
Иногда бахрому делали в процессе ткачества. Это проще, если самому ткать покрывало или юбку. Можно, конечно, просто распустить домоткань, чтобы из ниток основы образовалась бахрама. Но жалко :)
Info: Вольный Труженик
Откуда: Россия, Владимир
Рейтинг:
3
Отправлено: 16.09.08 17:21. Заголовок: да лан,там как раз п..
да лан,там как раз по пояс было отрезное, а то и выше тоже. Это вообще как бы в этнографии доказано (мы даже когда ездили за этнографической одеждой, кто-то из аборигенов упоминал...), а тут только предположение, кто их знает ,почему они - финны так кроили. Я не имела в виду, что надо каждый раз отпарывать, так, как понадобится. Кста ,часто приезжаю с фестов - просто весь подол в грязи - так что мб имеет смысл такое "изобретение", хотя может это я просто такая свинюшка. Может, так и было, а мож и нет. Кста, еще такая тема - верх был из ткани более тонкой и дорогой, а низ - более грубый. Просто чтобы хорошую тонкую ткань не тратить лишний раз.
Хотя, я могу быть оооочень не права, сравнивая логику теток этнографических и теток исторических, тем более, что говорю общо и территории не уточняю. Если что - это только предположения на эту тему. Кста, интересно было бы почитать, что женщины по этому поводу думают, потому что действительно интересно ,почему финские рубашки отрезные...
в самом низу - сказано, что все краюшки ткани и туники, и передника, и накидки - УЖЕ СОТКАНЫ таким образом, что на краю получается как бы тесьма на таблетах (я так понимаю на табличках?? - не на бердо?)
и по углам эти хитые штуки откуда берутся? это тоже кусок УЖЕ так выткан на станке.... :(
то есть, испоьзовать ткань, которая у меня уже есть не катит??? :( глупо отдельно нашивать тесьму, да?
Отправлено: 17.09.08 10:59. Заголовок: Да, Олег, у них эти ..
Да, Олег, у них эти штуки (кромки и красота на углах) уже сотканы, наготово, на дощечках. Если у тебя есть возможность подраспустить края ткани, то на нее можно приделать тесемку. Нити основы в ткани будут нитями утка для тесемки. А если такой возможности нет, то, имхо, ничего не глупо и поверх тесьмы пришить. (Это к вопросу об идеале реконструкции ;)) И сделать так, как советует Alyena
Кста, еще такая тема - верх был из ткани более тонкой и дорогой, а низ - более грубый. Просто чтобы хорошую тонкую ткань не тратить лишний раз.
Думаю, те два варианта кроя, что тут представлены, являются отрезными по одной только причине: так порешили мудрые люди, которые пытались сделать реконструкцию этих комплексов. В костюме Каарина, положились, видать, на этнографию. Про эуровский крой могу ошибаться, но где-то видела (отыскать бы теперь это где-то), что выкройка разработана на основе кожаной рубахи, описанной у Хальд. Кстати, кажется на сайте http://www.katajahovi.org/ убедительно говорится о том, что разрез горловины на эуровской рубахе заканчивается на таком уровне, чтоб удобно было из этого разреза титьку достать и дитя покормить. Как человек, который скроил эуровских рубах как минимум десяток (и у самой три в активном использовании), могу сказать, что разрез закончить на уровне «под грудь» в этом крое невозможно. Тогда получатся ооочень широкие рукава (т.к. верхний край рукава и есть край горловины). Так что, либо с титькой как-то по-другому поступали, либо кроили по-другому, либо я чего-то не догоняю =))
Info: Вольный Труженик
Откуда: Россия, Владимир
Рейтинг:
3
Отправлено: 17.09.08 12:48. Заголовок: в общем, все таки ка..
в общем, все таки какой-то толк наверняка был от таких типов кроя. У меня у самой есть такя рубаха этнографическая, могу фотку кинуть, если надо. Не стала выкладывать, чтоб тему не засорять. а с рукавами, наверно, поэкспериментировать надо, чтоб они и не широкие, и не узкие были, а в самый раз...
Отправлено: 17.09.08 13:37. Заголовок: Перевод кусочка из р..
Перевод кусочка из работы Jenny Kangasvuo http://www.student.oulu.fi/~jek/muinaispuku.html#pukututkimus Прстите, если есть ляпы, сделала наспех. Hurstut-hameet, eräs tulkinta naisten myöhäisrautakaudella käyttämistä alushameista ansaitsee oman selityksensä. Kuten useasti on jo ehditty toteamaan, hurstut-hameet olivat murtotoimikassidoksista villakangasta. Hurstut-hame on suorakaiteenmuotoinen kappale kangasta, joka kootaan vyötärölle vyöllä, joka oli usein lautanauhaa. Kankaalla oli leveyttä jokseenkin runsaasti, hurstut-hameen oli tarkoitus poimuttua vyötäröllä. Hame saattoi olla sivulta avoin, mutta toisaalta siinä myös saattoi olla sivusauma, kuten Raision löytö osoittaa. (Hirviluoto 1987, 13-16; Ken kantaa Kalevalaa 1985, 45; Lehtosalo-Hilander 1984, 77.) Kangaskappaleen koko riippui kantajasta. Hurstut-hame oli todennäköisesti tarkoitettu ulottumaan vyötäisiltä nilkkoihin. Hautalöytö, jonka perusteella Maskun puku on rekonstruoitu, osoittaa että hautalöydön hurstut-hameessa oli pienet pronssispiraalitähdykät kankaan kulmissa. Raision Ihalan haudasta IV löydetyt hurstut-hameen jäänteet kertovat, että hameessa oli ollut koristeellinen sivusauma, joka oli varmasti tarkoitettu jääväksi peploshameen sivusta näkyviin, kuten Maskun hameen pronssispiraalitähdykätkin. Täten hurstut-hame saattoi olla pitempi kuin päällyshame. Väriltään sekä Maskun että Raision löytöjen hurstut-hameet ovat vaaleita. (Hirviluoto 1987, 13-16; Ken kantaa Kalevalaa 1985, 45; Lehtosalo-Hilander 1984, 77.)
«Юбки-хурстут – предмет нижней одежды, требует некоторого пояснения. Прямоугольный кусок ткани, переплетении саржа «в елочку», крепится на талии с помощью тканого пояса. Ширина, достаточная для того, чтобы на талии можно было немного присборить Могла быть несшитой по бокам или со швом, что подтверждает находка из Райсио (Hirviluoto 1987, 13-16; Ken kantaa Kalevalaa 1985, 45; Lehtosalo-Hilander 1984, 77.) Размер юбки вообще зависел от ее владелицы. Длина от талии до лодыжек. Находки, на основе которых сделана реконструкция комплекса Маску указывает на то, что на уголках юбка была украшена бронзовыми спиральками. Находки из Райсио Ихала, захоронение IV, что у юбки был декоративный шов, который должен быть виден в разрезе «пеплоса», так же как украшения на юбке из Маску. Таким образом юбка-хурстут могла быть длиннее, чем верхняя одежда («пеплос»). Обе юбки (из Райсио и Маску) светлые. (Hirviluoto 1987, 13-16; Ken kantaa Kalevalaa 1985, 45; Lehtosalo-Hilander 1984, 77.)
Отправлено: 17.09.08 20:39. Заголовок: Да на этой картинке ..
Да на этой картинке она просто вертикально показана =)) Я просто не додумалась повернуть. Слова Loimeen suunta и стрелочка означают "направление долевой"
Helgi Stalingrad, она оборачивается вокруг бедер, с боку не сшивается.. получается юбка _как_бы_ с разрезом с одного боку. Картинку Тойни нужно повернуть на 90 градусов :) держиться просто - отступив сантиметров на 10 сверху подвязывается тесьмяным, например, поясом, а потом верхни край отгибается книзу.. все держится прикрасно :)
Отправлено: 18.09.08 08:03. Заголовок: Toini пишет: Так чт..
Toini пишет:
цитата:
Так что, либо с титькой как-то по-другому поступали, либо кроили по-другому, либо я чего-то не догоняю =))
:) тут Тойни, пока не попробуешь, не поймешь :)) не нужно разрез "под грудь" вполне достаточно до середины груди, это я тебе как практик аутентичного кормления говорю :)))) и потом, мы же обычно края рукавов слегка вверх пришиваем друг к другу в горловине то, а на время кормления этот шовчик можно подпороть
Info: Вольный Труженик
Откуда: Россия, Владимир
Рейтинг:
3
Отправлено: 19.09.08 11:33. Заголовок: Ха! прикольно! я так..
Ха! прикольно! я такое видела в кино, только почему-то это была исландская экранизация саги о Гисли - поверх рубах вот точно такие штуковины...чудно. Там как раз тетки в таких стирали))))))))))))))))))0
Отправлено: 19.09.08 12:45. Заголовок: Тесьма может быть пр..
Тесьма может быть простой или нарядной. Если тесьму пришить, то пояс не сменишь. А обвязка вокруг талии, потому что юбка должна быть широкой, со складками - иначе двигаться неудобно. Тот же принцпи, что и русская вздержка, только проще.
Отправлено: 19.09.08 14:49. Заголовок: По поводу пришитой и..
По поводу пришитой и непришитой тесьмы Alyena права. К тому же с пришитыми по краям завязками как-то неудобно собирать юбку на талии так, чтобы складки ровно лежали. Перекос получается. Хочу отметить еще и то, что карелки вообще не пришивали тесьму, например к передникам. Закрепляли передник поясом на себе в два обхвата с перегибом в верхней части передника. А вот тетки с запада Финляндии тесьму к передникам пришивали, только не пояском по верхнему краю, а по кусочку к каждому углу.
Info: Вольный Труженик
Откуда: Россия, Владимир
Рейтинг:
3
Отправлено: 19.09.08 15:12. Заголовок: есть еще реконст тет..
есть еще реконст тетки из Кауколы, он если что у меня в контакте есть в альбомах - там тоже однотонный пояс. Почитать бы где, насколько это часто встречается...
Отправлено: 21.09.08 14:17. Заголовок: В книге Хвощинской о..
В книге Хвощинской описан могильник Залахтовья, там очень сложный этнический состав. По женскому костюму только украшения. По мужскому прекрасной сохранности рубаха, но о-очень парадная :) По теплым вещам вообще ничего. Но в целом - великолепный материал для реконструкции, если разобраться с этнической принадлежности и привлечь синхронные источники соседних земель.
Info: Вольный Труженик
Откуда: Россия, Владимир
Рейтинг:
3
Отправлено: 22.09.08 10:26. Заголовок: Я в курсе, у Кочкурк..
Я в курсе, у Кочкуркиной много гадостей про него сказано с кучей разных аргументов))))))))))). И, тем не менее, не стали бы даже на таком неуклюжем комплексе от балды пояс делать наверняка...так что вот сижу и озадачиваюсь, насколько более часто однотонные, либо полихромные пояса могли встречаться.
Отправлено: 22.09.08 14:52. Заголовок: Когда появляется - т..
Когда появляется - трудно сказать. То, что лапландская - это верно. Но лаппи задолго до карел и финнов на тех территориях жили, а с остатками обуви в захоронениях все сложно. Ничего не остается. Нос, кстати, загнут, чтоб лыжи держались. Попробую поискать ответ.
Отправлено: 22.09.08 15:54. Заголовок: а вы кто-нить из ваш..
а вы кто-нить из ваших девонек себе делали пронизки на покрывалы или передники? спиральные проволочки - у балтов они треугольного профиля, эти проволочки, как у финнов? и про балтов написано, что эти пружинки надевались сразу при ткачестве или для них специально оставлялись нити утка-основы, пружинка надевалась, а хвосты нитей заткались в кромку..
объясните, как делать тут и кто может помочь из ювелирщиков?
Лапландские сапоги «лапиккаат» стали популярными в конце 18 века (Toivo Vuorela, Suomalainen kansankulttuuri, WSOY 1975), особенно у сплавщиков леса, т.к. хорошо сшитые и просмоленные, не промокали. Однако же обувь с загнутыми носами восходит еще с древним поршням, а так же к обуви из тюленьей шкуры, которую шили жители морского побережья (Аландские о-ва). Выкройку тапок складывали пополам, сшивали, нос по любому загнутый получался. Про такие тапки есть у М.Хальд (Hald Margrethe, Primitive Shoes, Copenhagen, 1972 с. 193-194). Только я с датировками запуталась =((
Отправлено: 30.09.08 14:52. Заголовок: Возможно. Две вышеоп..
Возможно. Две вышеописанные юбки были светлыми. А что касается полосатости, то я нашла только упоминание о фрагменте ткани в полоску из захоронения в Тууккала. Не знаю, что это за деталь такая (платье, плащ) даже не указано, саржа это или что =(( (к сожалению очень плохая фотка)
а вы кто-нить из ваших девонек себе делали пронизки на покрывалы или передники? спиральные проволочки - у балтов они треугольного профиля, эти проволочки, как у финнов? и про балтов написано, что эти пружинки надевались сразу при ткачестве или для них специально оставлялись нити утка-основы, пружинка надевалась, а хвосты нитей заткались в кромку.
у нас сейчас самые простые рисунки проволочками сделаны - краешек передника обработан, например.. мы берем круглую в сечении проволочку.
спиральки в разных вещах по разному вдевались: где-то прямо при ткачестве нанизано (у западных финнов), где-то, например на передниках из каукальского и туккальского комплекса - нашиты поверх.. мы уже даже писали где-то, что там спиральки нанизывались на нить из конского волоса, потом выкладывались нужным узором, и прямо эта нить пришивалась обычной шерстяной ниткой к переднику..
у Тойни даже есть раскладка на каукальский передник там вообще была мысль, что вышивка сделана на отдельном куске ткани, который пришивали к переднику.. если так, то очень удобно переносить вышивку на свежий фартучек, когда старый "вышел из строя" :)
Отправлено: 14.10.08 11:31. Заголовок: Alyena, у карел да, ..
Alyena, у карел да, у финнов - нет
один из отличительных признаков карельского захоронения - обильно украшенный передник и куча бахромы везде где только можно, даже в швах "сарафана" и юбки :)
Отправлено: 18.10.08 16:01. Заголовок: Вопрос чисто практич..
Вопрос чисто практический. Вот я захотела поехать на раннесредневековый фестиваль, но заниаться ранним костюмом всерьез мне просто некогда. Сочинила себе вот такой минимальный рабочий комплект: домотканная льняная рубаха домотканная полосатая юбка домотканный льняной фартук с бахромой накидка (простая, шерстяная, саржевого переплетения, без украшений) снизка сердоликовых бус, чередующихся с каури головной платок с тесьмой
Ну еще, конечно, поясной обвес - нож, кошелек.
Получилось что-то средне-балтско-финское. Что следует исправить? Подскажите, пожалуйста, пока еще не все сшила.
Отправлено: 19.10.08 22:53. Заголовок: Фотку можно, но попо..
Фотку можно, но попозже, сейчас не до себя - заказы доделываю. Костюм к летнему фестивалю, максимально облегченный, учитывая нашу жару в июле. Верхняя шерстяная рубаха к ночи имеется. Меня больше волнует, насколько такой комплект был жизнеспособен в раннем средневековье? А то у меня все позднее,а на фестиваль в Ладогу зовут :)
Отправлено: 20.10.08 09:36. Заголовок: Да, лучше кончно бы,..
Да, лучше кончно бы, фотку. Если повернуть это в финско-карельскую сторону, нужно изъять из списка каури (их там нету). И льняной фартук к бахромой. Дело в том, что передник – это деталь парадного костюма, он комплектуется с пеплосом или «сарафаном». А юбка – одежда нижняя-повседневная. К тому же льняных передников у карел и финнов вообще не обнаружено. А в остальном, думаю, вполне можно сойти за трудолюбивую девицу в каждодневном прикиде, без понтов и цацок.
Тесьма может быть простой или нарядной. Если тесьму пришить, то пояс не сменишь.
возвращаясь к сказанному. перечитывал и понял.
какая на фиг разница - какая тесьма, если юбка эта, в общем-то, рабочая - а во-вторых, по всей поверхности тесьма закрыта отворотом юбки, видно только узел сбоку. пепсол и передник - парадная одёжа. платья и юбка - бытовая.. в целях удобства я бы сделал заранее складку, нанизал бы её на нитку и пришил бы к тесьмяному поясу. чтоб не колупаться каждый раз, не подбирать сборочки и т.д.
Отправлено: 23.10.08 16:43. Заголовок: Нужно еще учитывать,..
Нужно еще учитывать, что женщины в средние века беременели гораздо чаще, чем сейчас. Так что обхват талии менялся очень быстро. Если уж не делали вздержку, то выход один - каждый раз запахивать и расправлять складочки :)
Отправлено: 24.10.08 09:29. Заголовок: Да уж, наверняка бер..
Да уж, наверняка беременели. У меня и у других девчонок есть пеплосы (в них тоже надо складочки расправлять), ничего уж такого в их надевании сложного нету, надо только правильно надевать, под себя подогнать, остальное дело привычки. Первые разы его закалывала на себе подолгу, приговаривая: "Хоспидя, придумали же эти средневековые женщины себе запару, такую фигню надевать, без сто грамм не разберешься". Ничего, теперь без зеркала, без подружки, быстро справляюсь А возможность сделать отгиб и заложить складочки (что на пеплосе, что на юбке) позволяет регулировать и ширину, и длину. Очень удобно.
Вообще назначение некоторых вещей понимаешь только на практике. Что ни говори, а такие вещи как пелос, или там "сарафан", передник с полкило спиралек, куча цацок на груди и лисичка на шее располагают только к тому, чтобы красиво стоять (в крайнем случае прохаживаться), улыбаясь гостям. Работать в этом невозможно.
Отправлено: 24.10.08 10:12. Заголовок: а такие вещи как пе..
цитата:
а такие вещи как пелос, или там "сарафан", передник с полкило спиралек, куча цацок на груди и лисичка на шее располагают только к тому, чтобы красиво стоять (в крайнем случае прохаживаться),
или лежать в труне и смотреть как семья принимает соболезнования от односельчан
Отправлено: 24.10.08 13:09. Заголовок: В смысле? Ширина тка..
В смысле? Ширина ткани 120? Или длина? Юбки или пеплоса? В общем 120 ширины на такую талию само то. На отворот юбки (на талии который) прибавь к непосредственной длине примерно 12см. На отгиб пелоса 20-30 см. Тут обязательно прикинуть надо, примерить кусок ткани на фигуре. Короткий отворот не всегда хорошо смотрится. Если грудь большая, то лучше отгиб сделать подлиннее.
Отправлено: 28.10.08 17:02. Заголовок: последний вопрос в э..
последний вопрос в этом семестре :))
вот меня мастерица спрашивает, из какой ткани делать хурстут:
"Четырехниточная - да, это саржа. Переплетение, как я поняла, нужно елочка. - мне еще нужно знать раппорт елочки (т.е. количество нитей от края "елочки" до ее "вершины"...
а я про раппопорт ничего ответить и не можу :(( подскажите.
Отправлено: 11.11.08 13:38. Заголовок: ладно, с этим я сам ..
ладно, с этим я сам разобрался.
и вас доколебал, наверное уже :))
ещё есть ткое мнение, что пеплос не с отворотами, а с кроёными широкими бретелями (как кауккола) - это как-то неправдоподобно. мол, неэкономный крой... это мне швея сказала.
и вот такой кроёный с бретелями пеплос - он тоже по одному боку сшит???? или по двум??? то есть, это как платье с заколотыми бретельками??? или всё- же два полотнища, подвязанные поясом??
Отправлено: 11.11.08 15:59. Заголовок: Вот этот вопрос меня..
Вот этот вопрос меня донимал давным давно, кумекали-кумекали мы и разработали свой крой, вполне экономный. Вот картинки раскроя современной ткани со сгибом (150 см ширины пополам, где-то 75.), того, что получается на ткани, если ее развернуть, и собранного «сарафана».
Тут один из боковых клиньев цельный, а второй из двух половинок, его можно зашить до низа, а можно оставить разрез, как угодно, варианты были. Верхняя линия «сарафана» по груди проходит чуть ниже, чем по спине. Из остатков ткани передней части кроятся бретели и пришиваются к спине. (покажи портнихе, она разберется.) На такой «сарафан» нужно где-то полтора метра ткани (в длину), в зависимости от роста. Кстати, обычно пеплос короче платья, то есть платье из-под пеплоса выглядывает, а вот «сарафанка» одной длины с платьем (рубахой). У меня один вровень с рубахой, а второй по причине старости и многократного перешива заметно короче.
Отправлено: 11.11.08 17:09. Заголовок: усё панятно :)) у ме..
усё панятно :)) у меня куски дмотканой полушерсти, довольно грубой ,кстати... но, думаю, на такой верхний наряд самое то. ширина кусков 76 см :) длина каждого 1,66 метра
а я думал что пеплос и "сарафан" - одно и то же самое... или пеплос - это без бретель? а сарафан - это то, что мы обсуждаем?
Отправлено: 27.01.09 23:41. Заголовок: О, да. Известная шту..
О, да. Известная штука. Я ее даже переводить начинала, потом забросила чегой-то. Это работа вроде дипломной, описание всех попыток реконструировать финский и карельский костюмы в Финляндии.
Скажите, пожалуйста, а только корела использовала овальные фибулы в костюме? Или финны тоже могли использовать их в каких-то комплексах. Меня, например, интересует костюм из Миккола. Там использованы помоему овальные) Спасибо.
Отправлено: 10.11.09 11:31. Заголовок: Ой, случайно загляну..
Ой, случайно заглянула на старый форум, а тут, оказывается есть жизнь =) Насчет фибул. Дело в том, что Миккельские озёра - это территория как раз между корелой финнами (емь, сумь)Юля пишет: Там цацки все-таки ближе к приладожским, а не к западным. Овальные в комплексе Миккели использованы, потому что они там откопаны =)
цитата:
Здравствуйте, скажите пожалуйста, какого цвета шерсть, кроме серого и синего, можно пустить на "сарафан"?
. Можно пустить шерсть любого вразумительного для раннего средневековья цвета, я думаю.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет